Перелет

У меня было 2 варианта, как добраться до КНДР: через Пекин или Владивосток. Я выбрал вылет из Пекина на 28 апреля, но за пару недель этот рейс отменили, поэтому в свой день рожденья, 27 апреля, я полетел во Владивосток.

По прилету ждал еще один сюрприз: задержка рейса в Пхеньян на 8 часов. Выбираться в город, будучи вымотанным 8-часовым перелетом, я не имел никакого желания, поэтому весь день провел в аэропорту и окрестностях.

Аэропорт Владивосток

В середине дня наблюдал, как из прилетевшего самолета выгружаются корейцы: в основном мужики в одинаковых простых костюмах и пятеро симпатичных, элегантно одетых девушек — возможно, переводчицы, но не стюардессы. Через несколько часов на регистрацию подтянулись вылетающие корейцы с гигантскими коробками и баулами. Половину корейцев заворачивали с регистрации обратно из-за отсутствия на багаже некой наклейки. Разглядеть наклейку не успел. Предполагаю, что наклейку выдают старшие товарищи, подтверждая разрешение на вывоз добра в Корею.

У северокорейской Air Koryo небольшой авиапарк. Из современных самолетов в нем только пара ТУ-204, на одном из которых я через неделю улетел из Пхеньяна в Пекин. В Пхеньян же я летел на ИЛ-62.

ИЛ-62 Air Koryo
Источник фото: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Air_Koryo_IL-62M_P-881.JPG

Отмечу, что мне, в общем, не принципиально на каком самолете лететь — лишь бы долететь, тем более, что лету там всего час двадцать. Из неудобств могу отметить только узкие багажные полки, на которые не вошел мой фоторюкзак. Пришлось положить его в ноги. Из еды на борту дают гамбургер: без изысков, вполне съедобный. Плюс минералка и лимонад.

Неудобства самолета сглаживаются красотой стюардесс. Вообще, насколько я заметил, для работы с иностранцами берут очень красивых кореянок. Стюардессы просто ослепительны, как и «визитная карточка Пхеньяна» — регулировщицы дорожного движения.

Под вечер 28 апреля (разница с Москвой 5 часов 30 минут) наш самолет прилетел в новый терминал аэропорта Сунан. Терминал открыт в 2015 году, выглядит хорошо. Имеется магазин duty free, в котором приглянувшиеся мне сигареты стоят 4.70 евро против 5 евро в Пхеньяне. Из неудобств столкнулся только с несработавшими в день вылета в Пекин кранами в туалете (видимо, фотоэлементы сдохли – обычное дело). Кстати, ввиду небольшого количества рейсов можно спокойно приезжать в аэропорт за полтора часа до вылета.

Аэропорт Сунан

В самолете раздают 3 формы, которые надо заполнить: стандартная (как зовут, кто по жизни), медицинская (чем болеешь, как вообще последние 10 дней) и на предмет ввозимых в страну вещей. С последней я по незнанию накосячил, указав только две мобилки, фотоаппарат, набор линз, штатив, стабилизатор и плеер, а надо было вписать еще и отдельные батарейки с флешками. Как бы то ни было, все свое барахло пришлось выложить перед вежливым пограничником, который дописал необходимое в бланк. Дополнительно спросили, не запрятал ли я где вайфай-свисток.

Проверка вещей — это третий этап выхода в город. Первый этап — паспортный контроль, где проверяют стандартную форму. Медицинскую форму на втором этапе просто забирают, вопросов не задают. Кстати, в этих формах присутствует интересная графа «Раса», которую соседи по самолету заполняли кто во что горазд: «Я – европеец», «Я – белый», «Я – казах» и т.д.
Перед вылетом также надо заполнить стандартную форму и форму про вывозимые вещи. Обе проверяют символически.

Также следует отметить, что вопреки стереотипам, интернет в КНДР есть (по крайней мере, для иностранцев), и в аэропорту можно приобрести симку. Тарифы такие: $120 — 195 минут разговоров и 20 смс, активация доступа в интернет — $90, $0,38 — 1 Mb.
Решил, что недельку обойдусь без сети, я сразу пошел к выходу из терминала.